Веселая игротека
(Система игр для поэтапного овладения звуковой системой языка)
Как ребенок овладевает звуковой системой языка?
Доктор педагогических наук Р.Е. Левина считает, что ребенок с нормальным речевым развитием овладевает речью в 5 этапов.
Первый этап характеризуется тем, что ребенок еще не различает слова по звучанию, у него отсутствует фонематический слух. Слово воспринимается им как единый нерасчлененный звук. В этом случае главное значение имеет интонация, с которой произносят те или иные слова. Это вводит в заблуждение некоторых родителей, которые считают, что их ребенок понимает значение слов, так как он правильно реагирует на угрозу или ласку. В действительности же ребенку до 7 – 8 месяцев важно не то ,что сказано, а то, как сказано, то есть интонация.
Чтобы доказать это, ученые заменили слова «ладушки – ладушки» словами «капитан-капитан», но произносили их с той же интонацией. Ребенок реагировал на последние слова точно так же, как и на первые.
К концу первого года жизни дети начинают воспринимать звуковой состав слова, различать отдельные звуки. Правда они еще не разграничивают свистящие и шипящие, звонкие и глухие.
На третьем этапе (к трем годам) ребенок начинает различать звуки, близкие по звучанию. Звуки речи ребенка становятся все более похожими на звуки речи взрослого.
Четвертый и пятый этапы характеризуются тем, что наблюдаются почти полная правильность активной речи, после чего завершается процесс фонематического развития.
Отставание в развитии фонематического слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может стать причиной нарушения звукового оформления слов. Только при высоком уровне фонематического восприятия ребенок может различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы очень схожи по звучанию и отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например Б и П, другие имеют более резкие акустические различия, например Т и Ш, также тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные.
Для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо не только развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать произношение, но и развивать фонематический слух, учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
А.И. Максаков, автор книги «Учите, играя», разрабатывая игры для ознакомления детей со звуковой стороной речи, подтверждает, что вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют артикуляционный аппарат, улучшают произношение. Опираясь на слух малыш контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать « свое произношение к произношению окружающих.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Т.Б. Филичева рекомендует начинать эту работу на материале неречевых звуков и постепенно охватить все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков, уже освоенных детьми, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь).
Для успешного решения данной задачи необходимо параллельно , с самых первых занятий, проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволяет добиваться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия.
В процессе логопедических занятий ребенок должен прежде всего приобрести умение контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих.
На каждом этапе логопедической работы по развитию способности дифференцировать фонемы можно активно использовать звуковые символы гласных звуков, ведь, когда мы приступаем к обучению детей дифференциации фонем, мы обязательно должны начинать с гласных звуков.
1 этап – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Можно использовать следующие несколько дидактических игр.
«Большой – маленький»
Посадить на стулья две игрушки, одна из которых большая, а вторая маленькая. Показать детям, что большой медведь играет на барабане громко, а маленький – тихо. Затем закрыть игрушки ширмой и за ней воспроизводить то громкий, то тихий удар в барабан. Дети отгадывают и говорят (показывают), какой мишка только что играл.
«Что для кого»
На наборном полотне портреты членов семьи: мамы, папы, сына, дочки, бабушки. Объясняем детям, что каждый из них любит кашу из определенной крупы: мама любит гречневую кашу, папа – рисовую, сын – манную, дочка – перловую, а бабушка – гороховую. Дети должны по слуху определить, в какой коробке нужная для каждого из членов семьи крупа. (Перед игрой нужно дать детям возможность послушать , как шумит каждая из коробочек.)
«Веселый музыкант»
За ширмой находятся различные музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудочка маленькая, дудочка большая, погремушки с различной высотой звучания. Ведущий играет на одном из инструментов . Тот из детей, кто первым узнает, что звучит, становится «музыкантом» и выбирает инструмент.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, тембр, силу голоса, ориентируясь на один и тот же звук, звукосочетание, слово.
Игра «Узнай по голосу»
Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга. Дети хором проговаривают слова и передают друг другу игрушку «лягушка».
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара, Закричала…
Тот, у кого в руках на последнем слове остановится игрушка, громко квакает. По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Игра «Тихо – громко»
На наборном полотне картинки: пароход, дудочка, мальчик, девочка. Показываем детям символ звука А и символ звука У. Дети сами подбирают звуки, которые подходят для парохода, дудочки, плача мальчика и девочки. Учим детей различать, где гудит пароход (У – У – У) – далеко(тихо) или близко(громко); какая дудочка играет – большая или маленькая; кто плачет – мальчик («А –а – а» низким голосом) или девочка («А – а – а» высоким голосом).
Игра «Где чья мама»
Детям раздают картинки с изображением детенышей домашних животных( теленка, козленка, поросенка, жеребенка, котенка, щенка, ягненка). Ведущий показывает картинку с изображением домашнего животного – мамы, которая потеряла своего детеныша и зовет его громко. Тот из детей, кто «узнал свою маму», произносит звукоподражание высоким тихим голосом. Если задание выполнено верно, то мама и детеныш встречаются.
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Светофор»
Напомнить детям, что светофор регулирует движение на дороге: он может пропустить машину, а может задержать. Теперь дети будут показывать зеленый огонек, если услышат правильное название картинки, и красный, если дети заметят ошибку. Ведущий показывает картинку и произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагом». Затем картинка меняется. Сначала игра проводится в медленном темпе, затем темп ускоряется. Необходимо помнить, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.
Игра «Слова – братья»
Для проведения данной игры можно использовать знакомые детям символы. Они помогут найти похожие слова по общему звуку, который в них присутствует. На наборном полотне символы: большой кружок – А, маленький кружок – У, овал – О. Дети возле каждого из символов выставляют картинки и называют их группами, при этом обнаруживают, что все эти слова очень похожи:
ком бак сук
дом рак лук
сом мак жук
лом лак бук
Позднее игра проводится только на слух с использованием более сложного речевого материала:
ветка каток горка
клетка платок корка
пятка листок норка
плетка моток м арка
4 этап – дифференциация слогов.
Начинать работу по формированию умения различать слоги целесообразно с такой игры.
Игра «Что лишнее»
Ведущий произносит несколько слогов, например на – на – на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются, например: на – но – на, ка – ка – га – ка, па – ба – па – па и т. п.
5 этап - дифференциация фонем
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. Для этого рекомендуется использовать игры со зрительными заменителями гласных фонем. Именно на этом этапе дети знакомятся с звукоразличительными играми и учатся понимать словоразличительную функцию звуков. Можно привести пример использования интересного литературного материала, который закрепляет знания детей о гласных звуках и их заменяемости в словах, которая ведет к полному смысловому изменению.
Игра «Мышка в норке»
Мышка в норке росла. Мишка в норке живет.
Мышка грызла корки. Мишка лапу сосет.
Только грызла тоска Косолапый тужит:
Мышку в этой норке. «Очень скудный ужин!
И решила от тоски: В этой норке тесно,
«Я меняю Ы на И!» Жить неинтересно.
Какое получилось слово? (Мишка) Как – то сыро и темно… Я меняю И на О!» Какое же теперь образовалось новое слово? (Мошка)
Мошка в норке живет. Это не годится:
Мошка корку сосет. Я ведь вам не птица!
«Неуютно дома - Нет ни в чем моей вины,
Целые хоромы. Я меняю О на Ы!»
От кровати до ворот - Мышка в норке сидит,
Очень длинный переход. У нее довольный вид. (Н. Гоголь)
Борис Заходер. КИТ и КОТ.
В этой сказке нет порядка: В океан уходит КИТ,
Что ни слово – то загадка! КОТ на кухне мирно спит…
Вот что сказка говорит: Все как надо.
Жили – были КОТ и КИТ. Все прилично.
КОТ – огромный, просто страшный! Сказка стала – на «отлично»!
КИТ был маленький, домашний. Всем понятна и ясна.
КИТ мяукал, КОТ пыхтел. Жаль, что кончилась она!..
КИТ купаться не хотел.
Как огня воды боялся.
КОТ всегда над ним смеялся!
Время так проводит КИТ:
Ночью бродит, днем храпит.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Ловит кит мышей на суше.
КОТ на море бьет баклуши!
КИТ царапался, кусался,
Если ж был неравен спор –
От врагов своих спасался,
Залезая на забор.
Добрый КОТ ни с кем не дрался,
От врагов уплыть старался:
Плавниками бьет волну
И уходит в глубину…
Обсуждали, не спешили ,
И в конце концов решили:
«В этой сказке нет порядка.
В ней ошибка, опечатка:
Кто – то, против всяких правил,
В сказке буквы переставил.
Переправил «КИТ» на «КОТ».
«КОТ» на «КИТ» наоборот!»
Ну и навели порядок:
В сказке больше нет загадок.